Российский разработчик беспилотного КАМАЗа обратился за помощью к народу

Компания Cognitive Technologies, основной разработчик системы искусственного интеллекта для беспилотного КАМАЗа, создавая сценарии поведения самоуправляемого автомобиля, столкнулась с проблемой морального права, когда в определенных ситуациях избежать ущерба для кого-то из участников движения не удастся. Как авторобот должен действовать в таких случаях, кем или чем он вправе пожертвовать, чтобы потери оказались минимальными? Это должны решить мы с вами. А для этого нам предлагают поучаствовать в анкетировании.

Как поступить в непредвиденной ситуации, если она произошла на дороге? Обычно это каждый водитель решает самостоятельно, руководствуясь своим опытом, реакцией и способностью всесторонне оценить обстановку. Робот способен быстрее вычислить сценарий, когда ущерб минимален, но выбрать между двумя жертвами, как это сможет сделать человек, у него не получится. Машина поступит так, как будет запрограммирована. А вот какую именно установку ей дать, решать нам с вами, граждане России. Для этого всех желающих приглашают пройти анкетирование. На его основе разработчики системы сформируют законодательную инициативу, регламентирующую поведение самоуправляемого автомобиля на дороге.

Предположим, беспилотный автомобиль едет со скоростью 80 км/ч. Внезапно перед ним на дороге появляется собака. Как должен поступить авторобот, понимая, что экстренное торможение ничего не даст? Продолжить движение и задавить собаку, нарушить правила (с угрозой потери водительских прав), перестроившись на встречную полосу, отделенную двойной сплошной линией разметки, или совершить съезд в кювет, понимая, что это приведет к неминуемым глобальным повреждениям автомобиля и критическим для жизни и здоровья травмам водителя авторобота?

Организаторы исследования подготовили описания пяти типичных ситуаций, в которых избежать аварии невозможно. В них допускается 16 вариантов поведения авторобота. При этом рассматриваемая в исследовании модель предполагает полную автономность автомобиля, когда вмешательство водителя в процесс управления полностью исключено.

Исследования планируется провести для различных целевых групп: молодежной (от 14 до 30 лет), средней (31–50 лет) и старшей (старше 50). Также внимание будет обращено на различия в ответах мужской и женской аудитории респондентов. Будут учтены и различия в ответах у отдельных социальных групп.

Итоги компания планирует подвести до конца января 2016 года.

От себя добавим, что с подобными вопросами рано или поздно столкнутся все разработчики автопилотов, независимо от фирмы и страны. Первая из стран, кто грамотно сформулирует кодекс поведения робота, сможет стать законодателем всей отрасли.

14.12.2015


Поделиться:

Материалы по теме