Государство может приостановить программу господдержки автопрома

Государство может приостановить программу господдержки автопрома

В 2017 году государство может ужать программу поддержки автопрома, сообщил источник «Коммерсанта». На фоне сокращения средств в бюджете чем-то придется жертвовать и первым «лишним звеном», по всей видимости, станет программа обновления автопарка, с помощью которой два года стимулировали покупательский спрос.

Источники издания рассказывают, что в правительстве начали обсуждать меры поддержки автопрома на 2017 год. Отмечается, что программа обновления автопарка подошла к своему логическому завершению, на третий год она уже не так неэффективна. Окончательное решение будет принято, когда определится объем антикризисного фонда, а это произойдет уже октябре-ноябре.

Программа обновления парка действует с сентября 2014 года, в 2015 и 2016 годах на это выделяли по 22,5 млрд рублей. По данным Минпромторга, за январь-август по ней продано 263,7 тыс. машин, лидеры — АВТОВАЗ (доля от субсидий 32%), Hyundai, Renault, Nissan, Volkswagen. Глава Минпромторга обещал, что меры поддержки будут предложены в конце года.

Несмотря на господдержку, рынок продолжает падать, причем в августе это падение ускорилось. Аналитики предупреждают, что рынок как не поддерживай, те, кто может приобрести автомобиль, его купят и без скидки, для остальных госсубсидии не имеют смысла.

А вот положение автопроизводителей отмена субсидий ухудшить может. Источники издания полагают, что больше всего это отразится на АВТОВАЗа, который ухудшит продажи на фоне отсутствия средств для субсидирования скидок в отличие от конкурентов. В этом году по программам господдержки было продано до 50% автомобилей Lada, в Kia по программе продано 10%, у Ford Sollers и Renault — более 50% и 40% соответственно.

Прозрачной схемы распределения субсидий Минпромторгу разработать так и не удалось. Предполагалось, что квоты должны зависеть от доли завода в общем производстве, но фактически это было не всегда так. Если бы деньги распределяли по строгим критериям, то их большая часть досталась бы Hyundai-Kia, что не устраивало государство и российских производителей.

Минэкономразвития выступает за прекращение программы, считая ее вредной и создающей отложенный спрос. Последствия от нее будут только усугубляться: чем дольше откладывать остановку, тем сильнее будет падение продаж, рынок должен сам себя регулировать. Мировой опыт показывает, что такие программы вводятся на срок не более 2–3 лет. Кроме того, поддержка автопрома не повышает конкурентоспособность участников рынка, в отличие от помощи по снижению себестоимости или росту локализации.

16.09.2016



Материалы по теме