Гнет ли клапана «Весты» при обрыве ремня ГРМ?

Гнет ли клапана «Весты» при обрыве ремня ГРМ?

Вопрос о гнутых клапанах – «страшном сне» автомобилиста – не дает покоя владельцам «Лады Весты». Проблему приносит обрыв ремня либо цепи ГРМ. Нередкие случаи кончаются рассинхронизацией валов, КВ и РВ: далее следует капитальный ремонт ДВС. Эксперты портала автошарк рассказали, как решить проблему.

Почему двигатель гнет клапана

Курьез случается, когда ременный или цепной приводы ГРМ растягиваются до критических величин и в итоге обрываются. Явлению есть обоснование.

В погоне за улучшением реализации энергии горючего конструкторы повышают степень сжатия топлива в камерах сгорания. Для этого усложняют конструкцию. Идею воплотить удается, но мотор становится более уязвимым, реагирующим на некачественные комплектующие, плохое топливо, несвоевременный техосмотр.

Какие двигатели становятся на «Лада Веста»

«АвтоВАЗ» комплектует свои машины моторами как собственной разработки, так и созданными зарубежными партнерами. Двигатели отличаются разной мощностью и техническими характеристиками.

По объему агрегаты могут быть 1,6 и 1,8 литров. В первом варианте возможна реализация с 8 и с 16 клапанами. Второй тип моторов – 16-клапанник. Речь в данном случае идет о трех собственно вазовских силовых установках.

Но сенсацией стал четвертый мотор на «Весту» – 1,6 Renault-Nissan. В нем вместо ремня установлена более долговечная цепь.

Гнет ли клапана на «Весте» при обрыве ремня ГРМ

На всех «Вестах», сходивших с конвейера еще два года назад, клапаны гнутся при обрыве ременной передачи газораспределительного механизма. Но в августе 2018 г. на заводе произошла большая модернизация, коснувшаяся поршневой группы. На поршнях стали делать продольные канавки, которые также называются просто углублениями, цевками или проточками. С этого момента проблемы гнутых клапанов для «Лады Весты» не существует.

Однако доработка не коснулась большего по объему (1,8 л) двигателя.

Мотор ВАЗ 21116

В 2012 году «АвтоВАЗ» доработал старый мотор 21114: модернизированная версия получила индекс 21116. Производителей волновал расход топлива, динамические характеристики, механические потери двигателя. Улучшение этих параметров добились за счет снижения массы поршней, доработки цилиндров и впускного коллектора силового агрегата. Мощности дело не коснулось: остались те же 87 л. с.

Поршни сделали без проточек, поэтому надежность была не на высоте. На помощь пришла компания «Гейтс» со своим серийным ремнем. Элемент действительно отвечал всем требованиям новой модели мотора повышенного класса экологичности Евро-5. 

Мотор ВАЗ 21129

На базе 1,6-литрового собственного двигателя под индексом 21127 в 2015 году на «АвтоВАЗе» создали новый 16-клапанник. Целью было повышение мощности агрегата – ее догнали до 106 л. с. 

После обновления мотор лучше реагирует на манипуляции с педалью газа.

Мотор ВАЗ 21179

Тот же 2015 год ознаменовался разработкой нового 1,8-литрового двигателя. Конструкторы удлинили ход поршня и этим увеличили объем силовой установки. Новшеством стал механизм газораспределения – первый на вазовском моторе.

Поршни модели 21179 без цековок, поэтому обрыв или соскок ремня газораспределительного механизма ведут к загибу клапанов. Тем не менее, это один из самых надежных движков «Весты», несмотря на повышенный «жор» масла. 

Мотор Renault-Nissan HR16DE-H4M

Японская разработка – поперечно расположенный 4-цилиндровый 16-клапанник – стала подарком российским автомобилистам. Надежность и долговечность двигателю придала цепь ГРМ, электронный дроссель, механизм газораспределения. 

Мотор с классом экологичности Евро-5 отдает 113 «лошадей». Нарекания владельцев вызывает вибрация движка, выхлопная система.

Гнет ли клапана «Веста» 2019

На 1,8-литровых силовых установках проблема гнутых клапанов остается, ведь поршни мотора сконструированы без продольных канавок. Надеяться можно на 1,6-литровый двигатель с цековками, однако на отдельных машинах беда все же случается. 

Почему происходит обрыв

Основная причина – недосмотр автовладельца:

  • поставил бракованную деталь;
  • не соблюдал сроки обслуживания авто;
  • не заметил механическое повреждение элемента или всего ГРМ.

Своевременная сервисная диагностика, собственный осмотр помогают избегать неприятности. 

Как диагностировать проблемы с ремнем ГРМ

Явные признаки неисправности резинового элемента видны сразу: обтрепанные края, расслоения, трещины.

Второй сигнал – посторонние звуки со стороны механизма: тиканье, шарканье, прочие.

Последствия при обрыве ремня ГРМ

Когда привод соскакивает или обрывается, распредвал резко останавливается. Коленвал в это время еще продолжает вращение. Клапаны замирают, а поршни по инерции продолжают движение, врезаются в клапаны, бьют по ним и гнут. Ситуация осложняется, если деформируются стенки цилиндров. Следствием «встречи» двух компонентов двигателя становится дорогостоящий ремонт.

Поршни, которые не гнут клапана

Они есть, но подходят не на каждое авто. Производитель дорабатывает поршни, делает проточки. Но при этом детали становятся тяжелее, у них меняется форма дна.

Такую поршневую группу установить можно самостоятельно или в автомастерской, но при этом нужно менять программу ЭБУ. 

Признаки прогара клапанов на «Весте»

Когда клапаны прогорают, двигатель «троит».

Причины явления:

  • износилась цилиндропоршневая группа (ЦПГ) ДВС со снижением компрессии;
  • проблемы со свечами зажигания или всей системы;
  • прогорели поршни.

Прогоревшие элементы находят так: замеряют компрессию в одном из цилиндров, потом заливают немного моторной смазки, снова меряют давление в конце такта сжатия. В случае когда компрессия поднялась – износилась ЦПГ или залегли кольца. Если показатель давления не изменился, вы нашли неисправный клапан.

Причины прогара клапанов

К прогоранию ведут три основные причины:

  1. Не обогащенная воздухом топливная смесь.
  2. Сверх меры поджатые клапаны.
  3. Износился стержень клапана или его направляющая.

В первом случае нужно отрегулировать топливную систему: пункты 2 и 3 – «возрастные болячки».

Последствия прогара клапанов

Итог прогоревших клапанов – повышенный расход топлива. Но это не самое страшное последствие. Хуже, когда выгорает сам элемент и его седло. В последнем варианте событий ремонта ГБЦ не избежать.

Другой сценарий: дефектная деталь разрушается, падает в камеру сгорания. В этот момент она повреждает поршень, в худшем случае – стенки цилиндра, а то и всю головку блока.

Регулировка клапанов на «Весте»

Движки с гидрокомпенсаторами, не нуждающиеся в такой процедуре – это вазовские 1,6-литровые моторы. В японской модели подгонка нужна, в отличие от замены грм на Ладе. Для этого подбирают специальные шайбы разной толщины для регулировки зазора клапанов. Так устанавливают требуемый заводом тепловой зазор.

 

11.02.2021



Материалы по теме