Как самостоятельно выбрать снегоход?

Как самостоятельно выбрать снегоход?

С 1936 года, когда был создан первый снегоход прошло уже много времени. За этот период техника не стояла на месте. В настоящее время перечень моделей снегоходов достаточно велик. Прежде чем покупать, надо познакомиться с параметрами, по которым они отличаются друг от друга, как устроены, какой подойдет именно Вам.

Виды снегоходов

Первым делом следует определить для чего он будет использоваться, в каких условиях будет эксплуатироваться. От этого будет зависеть тип и параметры снегохода.

По типам разделение аппаратов идет на:

  • Утилитарные. Такое транспортное средство предназначено для охоты, езды по пересеченной местности, рыбалки, перевозки грузов, других практических задач. Такие агрегаты чаще всего приобретаются в России. Они часто бывают двухместными. У них широкая и длинная гусеница для высокой проходимости в лесу, эти агрегаты тяжелые и не слишком быстрые. Есть возможность тянуть за собой груз в виде саней. Их задача уверенно и неторопливо доехать до места по бездорожью. Стоит обратить внимание на снегоходы Stels утилитарного класса.
  • Горный. Предназначен для преодоления сложных трасс, экстремальных путешествий по горным склонам. У них длинная и узкая лыжа с большими зацепами. Масса не слишком большая. Вместе с длинной лыжей это позволит двигаться по глубокому снегу. Опытный пилот может маневрировать на таком агрегате, используя вес тела. Двигатель мощный настроенный на работу в условиях высокогорья. Аппарат максимально облегчают, в том числе и за счет системы охлаждения. Ему нужен рыхлый, глубокий снег. На равнине или на льду он будет перегреваться и глохнуть. Управлять таким снегоходом можно обладая серьезными навыками вождения и большим опытом.
  • Спортивный. Такой агрегат ориентирован на скоростную езду по специальным трассам с препятствиями или по льду замерзших рек и озер. Короткая и узкая лыжа не даст ему ездить по глубокому снегу. Двигатель мощный и хорошо разгоняется. Все в нем рассчитано на высокую скорость.

 

  • Туристический. Тяжелая двухместная модель «заточенная» на длительную езду. Оснащен различными приспособлениями для создания комфортного движения. Большой запас топлива и хорошая проходимость. Большой багажник, который вместит все необходимое для далекой поездки. Такие транспортные средства подойдут для тех, кто только осваивает езду на снегоходе. Поездка с семьей, высокий комфорт, достаточно высокая скорость по ровной снежной поверхности дадут незабываемые впечатления.
  • Детские. Небольшие и простые снегоходы для детей старше 9 лет и начинающих пилотов. Понятен в управление, ограниченная скорость, система обеспечения безопасности.

После выбора вида снегохода переходят к определению его параметров.

Параметры

При выборе устройства обязательно смотрим его технические характеристики. Они разделяются по следующим параметрам:

  • тип и мощность двигателя;
  • расход бензина;
  • объем емкости для топлива;
  • длина и ширина гусеницы;
  • форма и размер лыж;
  • система охлаждения двигателя;
  • степень комфорта эксплуатации;
  • дополнительные приспособления.

Тип двигателя

От двигателя зависят функциональность и технические возможности агрегата. Производители в основном используют бензиновые двигатели двух разновидностей:

  • Двухтактные. Его достоинства: малый вес, ручной стартер, легко запускаются в сильный мороз, не слишком требователен к топливу. Из недостатков отмечают: повышенный шум, большой расход топлива, плохая экология. Но некоторые производители начали применять раздельную подачу воздуха и топлива. Это уже уравняло их с четырехтактными, уменьшился вес и вибрация, повысилась производительность.
  • Четырехтактные. Обладают меньшим расходом топлива, большим ресурсом и меньшим выбросом вредных веществ. Из недостатков имеется большой вес и высокая цена.

Помимо бензиновых существуют дизельные. Они встречаются редко из-за слабой мощности, большого веса, плохой морозоустойчивости.

Кроме дизельных пробуют выпускать детские мотонарты с электроприводом. Но такие конструкции возможны только для детских вариантов. Там не нужны большая мощность и большой радиус действия.

Другим видом разделения двигателей – это вариант охлаждения. Они бывают с воздушным и водяным охлаждением. С водяным охлаждением двигатель меньше перегревается. Чтобы исключить перегрев, их оснащают дополнительным радиатором в передней части.

Снегоходы с двигателем воздушного охлаждения меньше подвержены поломкам. Чтобы контролировать перегрев, ставятся специальные датчики температуры.

Также на двигателях есть разная система питания: карбюраторная и инжекторная. Карбюраторная система проста в эксплуатации и обслуживании. Эта система еще встречается в отечественных конструкциях. Инжектор – более экономичный вариант.

От рабочего объема двигателя напрямую зависит его мощность. Компактные недорогие модели комплектуют двигателями начиная от 170 см3. Самые мощные двигатели, которые комплектуются снегоходы достигают объема в 1000 см3. Они используются для интенсивной эксплуатации в сложных условиях. Такие аппараты возят грузы, могут передвигаться по глубокому снегу. Но в среднем популярны агрегаты с двигателем около 500 см3.

Трансмиссия

Основой трансмиссии у снегохода всегда является клиноременный вариатор. Он обеспечивает сцепление и бесступенчатое изменение передаточного отношения. После вариатора крутящий момент передается на ведущую звездочку гусеницы или дополнительный редуктор. Отдельный редуктор обеспечивает возможность пониженной передачи или включение заднего хода. Это важно для туристических и утилитарных снегоходов для движения в тяжелых условиях.

Гусеница

В старых конструкциях можно встретить одну лыжу и две гусеницы. Сейчас такой вариант устарел. В настоящее время делают одну широкую гусеницу и две лыжи для управления. Нагрузка в таких конструкциях распределяется более равномерно, они проще управляются, аппарат получается проще, легче, устойчивее и в итоге комфортнее.

Многое зависит от длины гусеницы и ее ширины. Чем гусеница шире и длиннее, тем проходимость снегохода выше, чем уже и короче, тем он лучше управляется. В утилитарных и туристических конструкциях выбирают широкую и длинную гусеницу. В горных узкую, но длинную, чтобы можно было ездить по глубокому снегу, но было удобно управлять. В спортивных конструкциях гусеница узкая и короткая. Снегоход получается быстрый и маневренный, но по глубокому снегу он не пройдет.

Сама гусеница представляет из себя неразъемную резиновую ленту, армированную синтетическим кордом. Внутренняя сторона гладкая, а внешняя оснащена грунтозацепами. Вместо резины часто используют композитные материалы по всей длине закреплены металлические пластины с отверстиями для ведущей звездочки.

Рама и подвеска

Основой снегохода является сварная металлическая рама из профиля. Она должна быть достаточно прочной, чтобы выдерживать различные ударные нагрузки и легкой, чтобы не увеличивать вес агрегата. На ней укрепляются все остальные устройства.

Для гашения ударов и вибрации, возникающие при движении по бездорожью, используются два вида подвески: рычажная и телескопическая.

  • Рычажная чаще используется на спортивных конструкциях. Она обеспечивает агрегату маневренность и простоту управления.
  • Телескопическая более надежная и больше используется для утилитарных моделей.

Кроме этого на раме устанавливаются:

  • Сидение для одного или двух человек.
  • Емкость для топлива.
  • Кожух, для придания обтекаемости, чтобы закрыть от случайного повреждения и попадания снега.
  • Багажник, его размеры зависят от назначения транспортного средства.
  • Руль, с лобовым стеклом. Высота лобового стекла различная. Для туристических и утилитарных оно выше, чтобы надежно защищать пилота от ветра, снега, веток в лесу. Для спортивных оно ниже и более обтекаемое для оптимизации скорости.

Лыжи

Лыжи изготавливаются в соответствии с назначением транспортного средства. Раньше из изготавливали из листового материала, но сейчас в связи с появлением легкого и прочного пластика в основном они делаются из композитных материалов с армированием углепластиком. В передней, загнутой вверх части обязательно делают рукоятки, чтобы удобней было поправить лыжи, уткнувшиеся в сугроб. Заднюю часть лыжи также делают с загибом, чтобы лыжи не зарывались при включении заднего хода.

Для продления жизни лыж часто делают пластиковые съемные накладки, чтобы можно было поменять их при поломке или просто из-за сильного износа. Эти накладки принимают на себя удары о камни или пеньки, которые не видно под снегом.

Дополнительные системы и устройства

На разных изделиях используются различные устройства для повышения комфорта во время передвижения.

Наиболее распространенные это:

  • Система подогрева руля.
  • Система подогрева сидения.
  • Стартер для запуска.
  • Фара впереди и дополнительная поворотная фара для освещения по сторонам.
  • Фаркоп. Для возможности увеличения веса перевозимого груза прицепив сани.
  • Багажное отделение.
  • Система безопасности в виде различных дуг.
  • Коленные упоры.
  • Лебедка самовытаскивателя.
  • Аварийный выключатель.
  • Другие конструкции.

Некоторые умельцы сами делают тюнинг своего транспортного средства

Выбор в зависимости от условий эксплуатации

Все снегоходы уже ориентированы на выполнение той или иной функции. Достаточно правильно ее выбрать.

Снегоход для рыбалки

61e519aa381ff.jpg

В зимнее время трудно добраться до дальнего водоема по глубокому снегу. Обычно поездка на рыбалку состоит из двух этапов. На автомобиле едут по дороге (сколько можно), потом «запрягают» снегоход. Для рыбалки он должен достаточно быстро доставить до нужного места двух рыбаков со снастями. По лесу ехать не придется. Чаще по лесной дороге, полю, или льду водоема. В основном это ровная местность, занесенная глубоким снегом.

Отсюда выбираем:

  • широкие лыжи;
  • широкую и длинную гусеницу;
  • возможность ехать вдвоем достаточно быстро;
  • большой объем багажника;
  • возможность прицепить сани.

Для этого подойдет снегоход утилитарного, туристического, горного класса.

Для охоты

61e519cad449b.jpg

Движение по лесу не может быть слишком быстрым, но длительным. Из этого следует рассматривать следующие аспекты:

  • Движение по глубокому снегу.
  • Широкая гусеница и повышенная маневренность.
  • Подогрев руля и сидения.
  • Учитывается, что ехать придется долго должна быть достаточно большой бак для бензина.
  • Упор для колен. Высокие опоры обеспечивают защиту от ветра и удерживают позицию пилота.
  • Большое лобовое стекло и щитки для защиты от ветра.
  • Возможность и удобство быстрого торможения.
  • Возможность вывезти большой груз (при охоте на крупную дичь).

Для этого наиболее оптимальным будет туристический или утилитарный снегоход.

Для работы

61e519d5a68a3.jpg

В стране на севере и восточнее Урала много людей (геологов, охотников, рыбаков, нефтяников, оленеводов) образ жизни которых связан с постоянным пребыванием на заснеженной местности. Для них главный критерий является необходимость переместиться по бездорожью из одной точки в другую на большое расстояние взяв с собой большое количество груза. Для них при выборе снегохода на первое место выступает:

  • надежность;
  • дешевизна;
  • простота конструкции;
  • выносливость.

Итоги

При выборе снегохода стоит подумать и о том, где хранить его, как при необходимости перевезти свою технику загород, если вы живете в городе.

При выборе следует учитывать бюджет, так как снегоход - это достаточно дорогое удовольствие, по цене сравнимое с ценой малолитражки.

После приобретения следует обязательно прочитать инструкцию и соблюдать правила безопасности. Не сложно представить, что произойдет при столкновении снегохода с деревом при скорости выше 100 км/час.

Если же вы впервые покупаете снегоход, лучше обратиться за помощью к специалистам. На сайте ТвойГараж можно получить консультацию онлайн или по телефону.

17.01.2022



Материалы по теме