Как составить оптимальный маршрут для доставки грузов автомобильным транспортом?

Как составить оптимальный маршрут для доставки грузов автомобильным транспортом?

Оптимизация маршрутов доставки товаров – очень важна часть работы. Ведь стоимость перевозки прямо пропорционально влияет на будущую стоимость товара. Если маршрут не оптимизирован, доставка груза может быть произведена не самым коротким и удобным способом, без учета пробок и дорожных работ, что увеличивает расход топлива и временные затраты. Соответственно возрастает стоимость перевозки и, следовательно, товара. Товар становится менее конкурентоспособным на рынке.

Доверять транспортным компаниям расчет маршрута зачастую очень рискованно. Именно поэтому большинство крупных компаний имеет свои логистические отделы. Для расчета оптимального маршрута сначала нужно определиться с его категорией.

Существует несколько категорий маршрутов:

1. Доставка по городу. Перевозка осуществляется в пределах одного города, границы не пересекаются. При планировании маршрута необходимо учитывать загруженность дорог, наличие светофоров, а также узнавать о проведении ремонтных работ на дорогах.
2. Пригородная. Маршрут проходит не дальше 50 км от города. Как правило, грузы доставляют в поселки, деревни или соседние небольшие города. Нужно знать плотность движения на выезде из города.
3. Междугородняя. Доставка грузов в населенные пункты, находящиеся дальше 50 км от пункта отправления, по всей территории страны.
4. Международная доставка. В таких маршрутах предусмотрено пересечение государственной границы. Организуя такую доставку, необходимо брать в расчет примерное время прохождения пограничного контроля. Кроме того, стоит также обратить внимание на особенности транспортного движения в другой стране. Зачастую правила отличаются, и многие дороги являются платными.

Бывает, что груз имеет свои особенности, которые необходимо учитывать. Например, при перевозке крупногабаритных товаров нужно обязательно изучить маршрут на наличие мостов и тоннелей. А доставка скоропортящихся продуктов должна быть произведена в кратчайшие сроки.

Если же компания решит обратиться за помощью в составлении оптимального маршрута в транспортно-экспедиторскую компанию, нужно очень четко заполнять заявку. В ней указывают все основные параметры: пункты назначения, описание, вес, размеры груза, особенности его перевозки и сроки. На основании заявки клиента транспортная компания должна предложить несколько маршрутов и отметить положительные и отрицательные моменты каждого из них с указанием стоимости перевозки.

Чтобы утвердить окончательный вариант маршрута, нужно точно определиться с некоторыми параметрами:

1. Срок доставки. Если нет горящих сроков, часто выгодней отправлять груз сборным составом.
2. Безопасность груза. Например, товары с маленьким сроком хранения нужно доставлять по самому быстрому маршруту.
3. Стоимость перевозки.
4. Транспортное средство. Маленькие грузы не всегда целесообразно перевозить, например, в огромной фуре.

Кроме прочего, следует обращать внимание на погодные условия. Это очень важно для междугородних и международных перевозок. В разных частях страны и тем более в нескольких странах климат может сильно отличаться. Можно внезапно попасть на мокрую дорогу, туманы и прочие погодные явления. Кроме того, в северных регионах есть зимние дороги, проходящие по водоемам. Летом в этих местах осуществляются паромные переправы.

Немаловажным пунктом является состояние дорожного покрытия и рельеф дорог. По грунтовой дороге или серпантину движение будет происходить медленней. Бывает, что на карте дорога обозначена как асфальтированная, а по факту это не так. В таких тонких моментах сможет сориентироваться только специалист.

Часто отправитель товара хочет быть в курсе всех передвижений товара и контролировать его доставку. Это можно сделать при помощи сотовой связи. Но она работает хорошо не везде. Если этот момент принципиально важно, это следует учесть при составлении оптимального маршрута. Некоторые транспортные компании позволяют отслеживать нахождение груза на сайте. При успешной доставке груза новый маршрут заносится в базу и в дальнейшем используется повторно.

Маршруты можно разделить по типам:

1. Кольцевые. Это круговой маршрут. Товар выгружается и загружается снова на всем пути следования.
2. Маятниковые. Прямая доставка. Транспорт выезжает из пункта отправления и без остановок следует в пункт прибытия.
3. Развозные. Отличаются от маятниковых возможностью попутных остановок для разгрузки или дозагрузки.

Кольцевые и развозные маршруты более выгодны, так как машина никогда не едет пустой, всегда задействована. Стоимость перевозки на единицу товара получается ниже. В маятниковых маршрутах стоит подумать, как сделать так, чтобы на обратной дороге машина не ехала пустой. Учитывая все указанные параметры, можно найти идеальный вариант маршрута.

22.06.2021



Материалы по теме